Секреты успешного вокалиста: становление голоса
Для профессиональной работы артиста, который занимается вокалом, важно создать оптимальные условия для становления такого чувствительного аппарата как голос. Условий достаточно много, и все они решают важную роль в достижении успеха. Итак, начинаем раскрывать секреты профессионалов и экспертов в области вокала.
Моральный и психологический климат
Любите участвовать в детских, молодежных конкурсах фестивалях творчества и искусства?
Для того, чтобы креативная деятельность, участия в конкурсах по вокалу, музыкальных фестивалях и творческих концертах доставляли радость зрителям и удовольствие самим исполнителям, необходимо исключить нервные травмы и срывы: должен быть доброжелательный психологический климат. Это обусловлено тем, что при стрессах и психологических расстройствах буквально сразу страдает голос. Нельзя применять принуждение, чрезмерный напор, агрессию в работе и учебе артиста, общение должно быть исключительно позитивным, искренним. Каждому певцу требуется индивидуальный подход с учетом его личного потенциала и возможностей.
Многие признанные преподаватели считают (и не безосновательно), что психика – главный элемент образования звука. Она помогает корректно влиять на голосовой аппарат, координировать его. Правильно воздействуя на психику можно отлично замотивировать начинающее дарование и вдохновить его на покорение новых вершин.
Наставники должны обладать знаниями в области гигиены голоса и физиологии
Данное требование всегда актуально. Особенно внимательно стоит в связи с этим выбирать композитора, который создает материал для исполнителя. Важно, чтобы музыкальные сочинения учитывали природные задатки вокалиста. Для других сотрудников, таких как дирижеры, хормейстеры, педагоги, концертмейстеры максимально важно знать суть и свойства голоса. Об этой теме поговорим отдельно в других статьях.
Необходимо правильно рассчитывать силы и время в день выступления
Для того, чтобы принять участие в региональных, всероссийских и международных вокальных конкурсах, концертах требуются немалые затраты: энергетические, моральные, физические и т.д. Нужно изучить потребности организма артиста и распланировать день так, чтобы остались силы для креатива. Стоит отложить некоторые дела на другой день, избегать утомления, физической изнуряющей работы.
Необходимо продумать режим дня до выступления на детском (молодежном) творческом конкурсе талантов. К примеру, артист должен знать, можно ли ему долго спать перед работой на публике. Для одних сон — релакс для голоса, а у других он вызывает расслабленность, вялость. Нельзя употреблять успокоительные или тонизирующее средства, особенно новые, когда реакция на них еще неизвестна.
Систематизация репетиций и технических отработок
Для правильной выработки рефлексов важна проработанная система, позволяющая воспитать должную выносливость, отточить навыки. Кроме того, она позволяет в значительной степени минимизировать риск профессиональных недугов, помогает совершенствоваться и расти юному дарованию. Если тренировок недостаточно или они проводятся не слишком системно, это приводит к быстрой утомляемости и резкому снижению выносливости голосового аппарата.
Перегруженность голосовых связок и длительное пение в большинстве случаев активно провоцируют хронические заболевания задействованных в процессе звукообразования органов. К этому следует отнестись очень серьезно: каждый человек индивидуален, поэтому нужно уметь чутко прислушиваться к себе, а обучить этому навыку чуткости Вас должен Ваш преподаватель. Для формирования такой чуткости прежде всего следует обрести мышечный контроль.
Мышечный контроль – филигранное умение чувствовать голосовым аппаратом гармонично льющееся звучание, что помогает в дальнейшем ориентироваться на привычные мышечные ощущения, а не на слух, что великолепно помогает при хоровом пении, при котором отдельный голос слышно невнятно.
Вредно пользоваться голосом и присутствовать на репетициях при болезни
Практика (и это подтверждено многократно) показывает, что голосовой аппарат находится «во всеоружии» как при активном, так и мысленном пении. Петь, болея, нецелесообразно и даже опасно, ведь последствия могут быть катастрофическими.
Преподаватель должен четко разграничивать случаи, когда голосовой аппарат ученика не работает вследствие ОРЗ, ОРВИ и пр., а когда — по причине неправильного голосообразования.
Нельзя переутомлять голос и форсировать звук
Молчание – истинное золото, об этом говорили еще древние мыслители. Актуален постулат и сегодня для вокальных тренировок. Если имеет место перегрузка голоса, нужно расслабиться, погрузиться в отдых. Длительное пение без перерыва недопустимо!Оптимальное время для профи умещается в пределы 45-60 минут.
Утомление имеет свойство копиться, аккумулироваться, что приводит в конечном итоге к срыву. При сильных частых нагрузках мышцы гортани слабеют, а звучность и свежесть голоса теряются.
Для оперных певцов (солистов) работа с голосом не должна превышать 5 часов за день.
Не стоит удивлять слушателей и мощью голоса. Выделять некоторые места в произведении нужно при помощи выразительных специальных вокальных эффектов. Это поможет сохранить голосовой аппарат в рабочем состоянии долгие годы.
Соблюдение данных норм и правил надежно оградит Вас от износа голоса и профессиональных заболеваний.
Вред физических и моральных нагрузок
Профзаболевания могут возникнуть при неграмотной изнуряющей подготовке к концертам, музыкальным экзаменам и иным творческим мероприятиям (юношеским фестивалям, вокальным конкурсам для детей и т.д.) при неожиданных заменах артистов в оперных партиях, которые давно не практиковались. Причина — неравномерная физическая нагрузка, переутомление нервной системы.
Исследования показывают, что затраты физической энергии у некоторых профессий интеллектуального труда превышают их у работников физического. Например, за 1 час игры на фортепиано трудной пьесы тратится больше энергии, чем, скажем, при восхождении на гору.
Нельзя многократно исполнять трудные места произведения и высокие ноты
Пользы от таких действий нет, а вот риск переутомиться и лишиться голоса велик. Кроме того, такие действия приводят к развитию вредных условных рефлексов и тормозят нужные, которые терпеливо воспитывает в исполнителе наставник.
При отсутствии правильных навыков вокального искусства нельзя работать в хоре
Многие известные преподаватели выступают решительно против того, чтобы молодой исполнитель, который еще не умеет владеть голосом, занимался в хоре, поскольку он просто-напросто не слышит себя и не контролирует звучание. Это, в свою очередь, приводит к формированию вредных привычек.
В специализированных учебных заведениях режим занятий должен быть составлен правильно
Необходимо чередовать предметы с нагрузкой на голос и без нее. Чтобы иметь возможность регулировать нагрузку и избежать нервного и физического истощения, желательно разрешить учащимся в период концертов, экзаменов, участия в конкурсах искусств частично пропускать согласованные занятия.
Необходимость распевания при любой вокальной работе
Распевание — разминка перед тренировкой. Она прогревает мышцы и создает нужный психологический настрой:
• возбуждает эмоциональный фон, заставляет трепетать воображение;
• обеспечивает четкую координацию аппарата звукообразования;
• позволяет закрепить условные рефлексы, вырабатывающиеся на занятиях;
• концентрирует внимание.
Особенности характера, необходимые артисту для достижения успеха
Существуют качества, которые артисту необходимо воспитывать в себе. К таким качествам относятся: смелость, уверенность, внимание, целеустремленность, ровность, стабильность настроения, самодисциплина, воля. Данные качества характера помогают формировать правильные привычки и идти к поставленной цели быстрыми твердыми шагами.
Поддержание голосовой формы
Нужно регулярно проверять звучание собственного голоса, это делают даже именитые певцы. Исполнитель не слышит изъянов и потерь, которые появляются со временем, поэтому необходимо, чтобы его периодически слушал профессионал со стороны. Восстанавливать певческие навыки и рефлексы следует постоянно, системно.
Предпочтительно, чтобы вокалиста консультировал и контролировал преподаватель, который ранее с ним занимался. Менять педагога можно только на начальном этапе обучения. Методики работы и требования у всех преподавателей разнятся, что может побудить хаос и растерянность у артиста.
Питание − важная составляющая профессиональной деятельности
Существует ряд моментов, связанных с питанием и считающихся вредными для вокальной деятельности: горячая или холодная еда, острые приправы, выжигающие слизистую, низкое качество продуктов. Пища – энергия и двигатель, она должна быть качественной. Некоторые продукты нельзя есть непосредственно перед пением: виноград, орехи, печенье, постное масло, семечки, шоколад. Они создают першение в горле, что мешает продуктивной работе артиста.
Правильная организация ритма жизни
Жизнь — это чередование отдыха и активной деятельности. Правильно выстроенный ритм жизни позволяет сохранить здоровье, не допустить физического и морального истощения, а также обеспечивает хороший сон и отличное настроение.
Правильно организовать график своей жизни артист должен независимо от всех перипетий — своей волей и собранностью, подчинив жизнь главной задаче, цели, мечте…и тогда его несомненно ждет большой успех, любовь и признание публики!
Не забывайте об этих простых и важных правилах, следуйте рекомендациям и советам Ваших наставников, верьте в мечту, и у Вас все получится!