Как победить страх сцены? Или так ли страшен зверь «Волнение», как его рисуют ?
Волнение мешает Вам или Вашему ребенку насладиться радостью творческих свершений и любовью публики?
Тогда эта статья как раз для Вас!
Конечно, профессиональный отбор методов снижения волнения должен быть произведён педагогом юного артиста (при учете индивидуальных особенностей начинающего дарования: уровня тревожности, темперамента, реакции на стресс и раздражители и т.д.). Однако, есть ряд общих советов для взрослых и детей, которые помогут им стать спокойнее и смело выйти на сцену перед сотнями зрителей. Ниже мы раскроем Вам этот чудодейственный список. Итак, начнем:
1. Основа основ − добросовестная подготовка к такому важному событию как выступление на конкурсе, фестивале, концерте, то есть любом творческом событии.
Например, для музыкантов, проработка материала включает в себя:
• Создание «опорных точек». Для этого весь материал разбивается на периоды и фразы. Опорными пунктами станут границы разделов. Такой способ позволяет понимать, с какого места продолжать, если вдруг произойдет остановка. Так вырабатывается навык исполнения произведения с любого места;
• Тщательную проработку элементов музыкальной ткани, что позволяет начинающему исполнителю хорошо ориентироваться в тексте. К примеру, в пьесе Чайковского П. И. «Болезнь куклы» присутствуют три элемента: гармония, мелодия и бас. Все они должны прослушиваться самостоятельно и вместе;
• Проговаривание нотного текста − данное действие позволяет осознанно запомнить произведение. Внимание обращаем на звук, с которого начинается мелодия, где кульминация и концовка.
Программу нужно знать за месяц до творческого мероприятия (например, конкурса дарований и талантов «Признание»): это позволяет материалу «устояться».
2. Правильный выбор репертуара для участия в региональных, всероссийских и международных конкурсах (фестивалях). Подбирая произведения, необходимо учитывать возможности юного музыканта. Уровень сложности должен соответствовать его навыкам.
Для быстрого разучивания важно, чтобы материал нравился ученику. Преподаватель должен увлечь ребенка и объяснить ему сделанный в пользу произведения выбор.
3. Самозабвенно прыгайте, бегайте, танцуйте вместе с детьми или сами, если Вы (увы и ах) уже взрослые;) и самостоятельные артисты…и сразу приступайте к исполнению произведения. Похожее возбуждение как раз возникает перед выходом на сцену.
4. Для того чтобы повысить самооценку юному таланту, родителям/педагогам стоит включать в программу концертного исполнения несложные произведения.
5. Помните! Находясь в коллективе, дети успокаиваются, чувствуют себя раскованно, именно этот внутренний комфорт помогает пробудить первоначальный интерес к выступлениям на сцене максимально быстро. Если ребёнок боится выступать сольно, пусть попробует себя, например, в качестве участника ансамбля.
6. На начальном этапе борьбы с волнением хорошо помогают короткие выступления в общей программе, желательно в первых номерах. Благодаря этому сокращается время нахождения в стрессе, и формируется привычка выступать.
7. При участии в театральном фестивале, конкурсе исполнителей инструментальной и вокально-хоровой музыки и иных видов искусства, перед выходом на публику рекомендуется съесть плитку шоколада (без орехов) или пару кусочков сахара (более оптимально для вокалистов) с тёплым чаем или водой. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, избавляет от спазмов при стрессе. Таким образом, восстанавливается кровообращение, мозг получает достаточно кислорода. Сахар уменьшает дрожание рук и «ватность» ног. Этим хитрым и вкусным способом пользовались многие известные музыканты, певцы и танцоры.
8. Правильная организация занятий дома. Важно иметь тесный доверительный контакт между педагогом и родителями, чтобы руководитель творческого развития ребёнка в свою очередь мог подробно объяснить, как проводить занятия дома и осуществлять корректный контроль изучаемого материала.
9. Сценические ритуалы стоит отрабатывать до начала творческих мероприятий (культурных проектов). Обязательно репетируйте выход, поклон, начало выступления, завершение, уход со сцены. Повторение позволяет лучше запомнить ритуал и далее с легкостью и изяществом его выполнять. Мысленно перед выходом на сцену стоит проиграть начало произведения, это помогает вступить в нужном характере и темпе.
10. Для выступления должна быть предусмотрена особая одежда, удобная и вызывающая ощущение праздника.
11. Важно многократно сыграть подготовленное произведение в разной обстановке. Как только ребенок выучил программу – играйте ее на публике. Для начала пусть выступление проходит перед родителями – ситуация вызовет небольшое волнение. Второй раз ребенку нужно будет дать концерт перед менее привычной публикой (например, перед преподавателями или одноклассниками) – это усложнит задачу. Обыгрывать произведение желательно как можно больше раз.
Не забывайте об этих небольших простых шагах к победе над волнением, и тогда то, что было трудным – станет простым и привычным, привычные моменты окажутся совсем лёгкими, а легкие, естественно, очень приятными!